Европейский рынок яхт готовится к сжатию, поскольку русские переносят свой бизнес в Дубай

2022/08/15 19:11

Экономические санкции против России и ее олигархов еще не потрясли яхтенную индустрию, но инсайдеры предупреждают, что это затишье перед бурей.

Россияне составляют около 9% рынка яхт, что является вторым по величине после США с 23%, согласно исследованию отраслевого торгового издания SuperYacht Times. Верфи и брокеры пока не чувствуют боли, но они готовятся к последствиям, поскольку яхтинг очень сезонный.

По словам Сэма Такера из компании VesselsValue, сейчас для Средиземноморья медленное время года. Если санкции сохранятся, богатые россияне вряд ли вернутся в мае и возьмут свои деньги в другом месте, сказал он.

«Многие россияне проводят зиму в более теплом климате, таком как Дубай, Сейшельские острова и Мальдивы. Вопрос в том, что произойдет, когда они там закончат», — сказал Такер, глава группы суперяхт VesselsValue. «Они не могут получить коммерческий рейс в Россию или из России, и вы не можете летать на частном самолете в воздушном пространстве ЕС. Они практически не могут попасть в Средиземное море, если только они не сядут на поезд, что я думаю маловероятно. "

Между тем, верфи застряли в своих доках с захваченными яхтами. Поставщики услуг, от брокеров до членов экипажа, опасаются иметь дело с любыми клиентами, имеющими связи с Россией, даже если они не попали под санкции. Такер слышал от лондонских страховщиков, что они могут исключить все российские яхты, независимо от того, попал ли владелец под санкции. Это тупиковая ситуация, сказал Такер.

«В западных фирмах все очень осторожно относятся к ведению бизнеса с теми, кто может быть связан или связан с любыми русскими», — сказал он. «Все в яхтинге очень напуганы. Штрафы за прямое или косвенное общение с русскими просто астрономические. Вас могут посадить в тюрьму».

Санкции оказали сдерживающее воздействие на неолигархов и даже нерусских

Рафаэль Соло, генеральный директор международной брокерской компании Frasers Yachts, сказал, что санкции пока не нарушили его бизнес. При этом он заметил, что клиенты задают больше вопросов о том, принадлежат ли лодки для чартера или продажи россиянам.

Хотя российские олигархи не составляют большинство российских покупателей, жесткие санкции ограничили покупательную способность когорты, и Соло также заметил, что некоторые европейские покупатели не решаются совершать покупки, учитывая происходящую сейчас экономическую нестабильность.

«Мы видим некоторых потенциальных клиентов, которые хотят увидеть, что произойдет с фондовым рынком, рынком сырья, рынком зерновых и так далее», — сказал он, имея в виду роль России и Украины как крупного экспортера зерна. .

Представитель голландской судостроительной компании Heesen сообщил, что у нее разнообразная клиентура и большое количество невыполненных заказов, но фирма все еще сомневается в последствиях санкций.

«Мы обеспокоены всплеском на финансовых рынках и, как следствие, влиянием, которое это окажет на рыночный спрос», — заявила по электронной почте Сара Джоанола, пресс-атташе Heesen. «Потенциально санкции в отношении россиян могут сократить число будущих клиентов».

Бенджамин Малтби, партнер британской юридической фирмы Keystone, рассказал, что его клиенты, в том числе владельцы яхт и брокеры, обеспокоены тем, что внимание средств массовой информации к олигархам и их яхтам нанесло ущерб репутации отрасли. Но он не считает это поводом для беспокойства.

«Самая сильная часть рынка — это Америка, где яхты являются символом успеха», — сказал он.

У верфей, строящих кастомные яхты для россиян, связаны руки

Хотя американцы составляют наибольшую долю владельцев яхт в целом, они идут ноздря в ноздрю с русскими, когда речь заходит о новых яхтах, построенных на заказ: по данным SuperYacht Times, россияне владеют 16%.

Яхты, построенные на заказ, обычно оплачиваются в рассрочку. По словам Такера, обычно, если владелец пропускает рассрочку, верфь может вступить во владение кораблем и попытаться продать проект другому покупателю. Но неясно, что верфь может сделать с недостроенной яхтой, заказанной лицом, находящимся под санкциями, которое либо не может, либо не хочет платить.

«Эти яхты огромны, около ста метров. Это размер футбольного поля», — сказал Такер. «Если у вас на верфи стоит наполовину построенная яхта, вы не можете ее продать, вы не можете делать с ней какую-либо работу, и вы не можете просто взять ее под контроль, потому что верфь на самом деле не владеет ею. ... Это будет настоящая серая зона».

По словам Стива Маршалла, сюрвейера яхт из Patton Marine, верфи работают с небольшой маржой. По его словам, без этих платежей им, возможно, придется брать бридж-кредиты, чтобы оставаться на плаву.

Дубай может стать новой точкой притяжения для российских яхтсменов

По словам Соло, поскольку глобальные санкции меняются ежедневно, трудно предсказать, что ждет яхтенную индустрию летом. Тем не менее, он и Такер предсказывают, что состоятельные россияне, бежавшие в Дубай, скорее всего, проведут там свое лето.

Объединенные Арабские Эмираты, в состав которых входит Дубай, не последовали примеру западных стран в введении санкций и, как сообщается, заверили Россию, что не введут их, если только ООН не получит на это мандата.

«Я думаю, что Дубай станет популярным местом для яхт», — сказал Такер, поскольку он продвигает развитие инфраструктуры своей гавани и верфи. Согласно данным отслеживания VesselsValue, некоторые российские яхты также направляются на восток до Сингапура.

Крис Плиске, сюрвейер яхт из Форт-Лодердейла, сказал, что за его 23-летний опыт санкции обычно приводят к географическим сдвигам в отрасли, а не к сокращению. В долгосрочной перспективе санкции могут сильно ударить по яхтенной индустрии, если конфискованные яхты поступят на рынок, потому что запасы судов настолько малы, сказал он по электронной почте.

«Роскошные деньги не исчезают. Они просто перемещаются в разные регионы и сегменты бизнеса в мире», — сказал он. «Если предметы роскоши высокого класса не продаются, то мир находится в глобальной депрессии — или войне — и у всех нас проблемы».

author

Баратов Фарух

Автор статьи, журналист